Цветная психология


Известно, что 80% информации об окружающем мире человек получает при посредстве зрения, и только 20% - от остальных органов чувств. А зрение – это, в основном, восприятие цветов и красок окружающего нас мира.

И очень важно, чтобы это разнообразие цветов не утомляло, не раздражало, а вызывало положительные эмоции и ощущения. Это зависит от конкретных цветов, их сочетаний и даже от фактуры поверхности окрашенных предметов, которые мы видим.

Но это зависит и от самих людей, потому что одни и те же цвета на разных людей способны оказывать совершенно разное воздействие. Всё это необходимо учитывать при цветовом оформлении квартир.

Цвета принято различать по «температуре» - то есть по тем ассоциациям с понижением или повышением температуры, которые они вызывают.

Например, красный и жёлтый, и это совершенно очевидно, относятся к «тёплым» цветам, вызывая в сознании представления о ярком солнечном свете и жарком пламени. А синий, голубой, зелёный – «холодные» цвета. Они ассоциируются с голубизной неба, прохладой моря.

Установлено, что в помещениях с одной и той же температурой, но оформленных в «тёплых» и «холодных» тонах, субъективное ощущение температуры совершенно различно – человеку кажется, что в помещениях с «тёплыми» цветами теплее, хотя на самом деле это не так.

Это – субъективные ощущения, но изменяются и объективные показатели состояния человека, которые можно измерить – частота пульса, кровяное давление.

Всё это, конечно, учитывается любым профессиональным дизайнером при разработке дизайн-проекта квартиры или офиса. Без учёта перечисленных выше факторов невозможно создать дизайн интерьера, в котором бы успешно сочетались эстетика и комфорт.

Вообще дизайнеру приходится учитывать многие факторы, относящиеся как к цвету, так и к форме предметов, которые тесно связаны между собой. Например, вряд ли специалист порекомендует сочетать в дизайне интерьера овальные коврики и прямоугольную мебель – возникнет явная дисгармония.

Однако есть и ещё одна область, с которой приходится считаться дизайнеру: это психология.

Швейцарский психолог Макс Люшер разработал тест, называемый методикой цветовых выборов. При помощи этой методики можно объективно оценить субъективные состояния психики. Когда человек выбирает во время проведения теста определённые цвета, он действует бессознательно.

Это, по мнению Люшера, позволяет установить, каков человек на самом деле – в противоположность методикам проведения опросов, поскольку человек, давая ответы на вопросы, действует осознанно, поэтому результаты опросов зачастую показывают не то, каков человек на самом деле, а то, каким он хочет казаться.

При проведении тестов обнаружилось, что люди, обладающие меланхолическим темпераментом, отдают предпочтение голубому цвету и его оттенкам. Это – сдержанные, пассивные цвета. Поэтому для повышения активности и некоторой компенсации пассивности его темперамента меланхолик должен быть окружён некоторым количеством предметов и аксессуаров ярких, активных цветов – красного, оранжевого, жёлтого.

Сангвиники склонны предпочитать жёлтый цвет. Это – жизнерадостные натуры. Чтобы компенсировать чересчур благодушное отношение к окружающей действительности, им необходимо соприкасаться с тёмными тонами: фиолетовым, чёрным.

Люди с флегматичным темпераментом обычно выбирают зелёный и его оттенки – успокаивающие цвета. Как и в случае меланхолического темперамента, флегматикам полезно воздействие активных, возбуждающих цветов.

Что касается холериков, то это – противоположный случай. Они обычно выбирают, как легко догадаться, самый активный, красный цвет. Для компенсации излишней активности и импульсивности им полезно воздействие такого успокаивающего цвета, как зелёный.

Таким образом, дизайнеру, который разрабатывает дизайн-проект будущих интерьеров и должен правильно выбрать цветовые решения различных помещений, приходится углубляться не только в колористику, но и в психологию.

Согласие на рекламу